Чему обучают ребёнка в детском саду
Минпросвещения утвердило новую ФОП ДО (приказ Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028). ФОП ДО определяет объем, содержание, планируемые результаты обязательной части образовательной программы дошкольного образования, которую реализует детский сад. ФОП должны соответствовать все программы во всех детских садах с 1 сентября 2023 года.
В тексте программы разработчики уточнили, что ФОП вместе со ФГОС ДО станет основой для разработки и утверждения образовательных программ в детских садах. ФОП состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного. Посмотрите содержание разделов в таблице ниже.
Раздел |
ФОП ДО |
Целевой |
1. Пояснительная записка:
2. Планируемые результаты, представленные в виде целевых ориентиров. 3. Подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов |
Содержательный |
1. Задачи и содержание образовательной деятельность по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп. 2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации ФОП. 3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. 4. Способы и направления поддержки детской инициативы. 5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся. 6. Направления, задачи и содержание коррекционно-развивающей работы. 7. Федеральная рабочая программа воспитания:
|
Организационный |
1. Описание условий реализации программы:
2. Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах. 3. Федеральный календарный план воспитательной работы |
Программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения комбинированного типа «Развиваем речь» представляет коррекционно - развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение всеми компонентами речи детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет с общим недоразвитием речи II и III уровней, а также фонетикофонематическим недоразвитием речи. В содержании программы учтены общие и специфические особенности психического развития детей, вариативные формы организации коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями речевой патологии.
Данная программа адресована учителям-логопедам (учителям- дефектологам), воспитателям, руководителям дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного типа для детей с нарушениями речи.
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание ребенка является главным стержнем психолого-педагогической работы с дошкольниками, связанным с целенаправленным формированием ориентации детей на общечеловеческие нравственные ценности.
Данное направление работы включает в себя ознакомление детей с понятиями малой родины и Отечества, представлениями о социокультурных ценностях нашего народа, народными традициями и праздниками, планетой Земля как общим домом людей, особенностями ее природы и многообразием стран и народов мира.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство гордости за свой народ, ощутить свои «корни в родной земле». Дошкольный возраст, по утверждению психологов и педагогов, является лучшим периодом для формирования любви к малой родине и Отечеству.
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые становятся ему близкими и незаменимыми, вследствие чего принимаются им и усваиваются. В звуках и красках предстает перед ребенком
первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее – мир родного края и, наконец, мир родной Отчизны.
Приобщение ребенка к истории и культуре своего народа через обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живѐт. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Эти знания в будущем помогут сформировать уважительное отношение к культуре и истории других народов.
В этот период начинают развиваться также те чувства, формироваться черты характера, которые незримо будут связывать ребенка с его народом, существенно влиять на его мировоззрение. Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира. Закладывая этот фундамент с детства, мы создаем предпосылки для формирования личности – настоящего патриота, любящего свой край, свой народ, свою Родину.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 404 ГОРОДА ДОНЕЦКА» (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО) https://drive.google.com/file/d/1ZZ MaeUMZH9Xh5evbWQ3QgqjNbz2DtXy/view?u sp=sharing, с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) https://docs.google.com/document/d/1UiYSUp4Oq-an2S Ml6iUYFc4oMl3jHIM/edit?usp=sharing &ouid=101138145805572308816&rtpof=true&sd=true,с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809); с использованием Типовой образовательной программы дошкольного образования «Растим личность», рекомендованной МОН ДНР, приказ от 23.08.2018 г. № 725 https://drive .google.com/file/d/1W0XNgnid POD68ank5RM6shqy 8nUYWqYi/view?usp=sharing.
Основная образовательная программа ДОУ (далее Программа) призвана обеспечить поддержку становления и развития у воспитанников познавательной активности, готовности самостоятельно учиться в течение всей жизни (навыков непрерывного образования), привычки к здоровому образу жизни через предоставления им возможности влиять на содержание и отдельные элементы образовательного процесса.
Программа ДОУ определяет содержание образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса (его содержание, формы, педагогические технологии, методы и приемы) в данном учреждении. Она обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка (физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое) в условиях новой социокультурной ситуации развития детства, соответствующее требованиям современного общества и государства к качеству дошкольного образования.
Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.
Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Программа направлена на проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Педагоги ДОУ творчески подходят к выбору программ и технологий, направляя усилия на построение целостного педагогического процесса, обеспечивающего полноценное всестороннее развитие ребенка.